Логопед рекомендует: Артикуляционная гимнастика. Рекомендации по организации домашних занятий.

Каждый детский логопед обязательно рекомендует родителям своих учеников заниматься дома, ведь только постоянная работа может привести к хорошему результату! Поэтому логопеды нашего центра подготовили рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей. Соблюдайте эти несложные правила и ваши логопедические занятия дома станут намного эффективнее!
Одним из важнейших этапов постановки звука является логопедическая артикуляционная гимнастика. Комплексы специальных упражнений, при регулярном выполнении, способствуют умению без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому, долго удерживать необходимое положение, делают мышцы губ и языка сильными и гибкими. Все эти способности необходимы ребёнку в произнесении сложных звуков.
Логопеды рекомендуют поначалу проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы – взрослые – не задумываемся о том, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция является автоматизированным навыком, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Вначале, упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы, как это делает логопед на занятиях: «Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?». Затем, темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. При этом, нужно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4 лет, нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет логопеды обычно требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный логопедический расслабляющий массаж.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя логопедическую артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!
Рекомендации логопеда по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для более интересного закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Итак, при образовании различных звуков каждый речевой орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Логопеды утверждают, что чёткого произношения звуков, слов и фраз можно добиться, если сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа – скоординирована. Более подробно про логопедические артикуляционные упражнения читайте в статье логопедов нашего детского центра “Логопед рекомендует: Артикуляционная гимнастика”.
Развивайтесь правильно!
С уважением, команда логопедов детского центра Жёлудь.