Что такое ABA-терапия (прикладной анализ поведения)?

Занятия АВА основаны на методе поведенческой терапии и являются мощным инструментом для коррекции поведения. Чаще всего ABA-терапия используется для помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Действительно, ребенку, имеющему трудности коммуникации и элементы дезадаптивного поведения очень подойдет этот метод. Модифицируя поведение при помощи грамотного и правильного манипулирования подкрепляющими стимулами, ребенок начинает активно включаться в коммуникацию и  учится сам себе создавать мотивацию для обучения.

Доказано, что АВА терапия может помочь ребенку не только создать адаптивные паттерны поведения, но и отказаться от дезадаптивных. В результате, ребенок адаптируется к социуму и сама социальная тревога, так привычная для детей с расстройствами аутистического спектра, уменьшается.

АВА-терапия работает с различными трудностями:

Отсутствии навыков коммуникации

В процессе ребенок осваивает необходимые навыки коммуникации, научается выражать просьбы и желания и просто взаимодействовать с окружающими

Дезадаптивное или нежелательное поведение

Специалисты ABA-терапии проводят работу по устранению нежелательного поведения ребенка, в результате чего ребенку и родителям становится легче справляться с истериками и другим проблемным поведением

Невозможность обучаться

Ребенок получает возможность усваивать новые знания и навыки

Последнее особенно важно, так как ребенка с дефицитом развития нужно обучать и корректировать, иначе этот дефицит с возрастом будет только увеличиваться. В то же время, ребенка с диагнозом РДА обучать крайне сложно: здесь имеет свое влияние и трудность установления контакта, и когнитивный дефицит (в некоторых случаях), и отсутствие мотивации к обучению, и огромная тревога, сопровождающая детей с аутизмом. Именно здесь и приходит на помощь АВА-терапия, открывая перед ребенком пути для его дальнейшего развития. Стоит также отметить, что АВА-вмешательство может быть направлено как на формирование новых навыков (учебных, игровых, бытовых, социальных), так и на преодоление нежелательных форм поведения и вредных привычек.

Как проходят занятия по АВА-терапии?

Если говорить о методе более подробно, то станет понятно, что его суть заключается в “разворачивании” любого навыка, которым ребенок должен овладеть. Каждая деятельность раскладывается на звенья, каждое из которых ребенок осваивает сначала отдельно, а затем как целостную деятельность. При этом, специалист активно использует различные техники стимуляции и подкрепления деятельности, которую выполняет ребенок, так, чтобы у ребенка возникало все больше внутреннего желания эту деятельность выполнять. Таким образом, ребенок постепенно становится социально адаптированным, обучаемым и мотивированным на дальнейшее обучение. Корректируемая деятельность может быть любая: часто в процессе занятий родители обучаются приемам АВА и корректируют социальные и бытовые навыки, недоступные специалисту.

Занятия для детей с РАС

Программа в ABA-терапии

Первичная диагностическая встреча проводится в несколько этапов и включает в себя наблюдение ребенка как в условиях центра, так и, при необходимости, в домашней обстановке. Во время диагностики проводится тестирование навыков (VB-MAPP или ABLLS-R), функциональная оценка поведения (эксперимент для уточнения, в каких условиях ребенок чаще проявляет нежелательное поведение). По результатам диагностической встречи ABA-куратор составляет индивидуальную программу, которая корректируется 1 раз в месяц.

Часто задаваемые вопросы:

ABA-терапия – сложная коррекционная методика, в которой задействованы сразу три специалиста:

  • Супервизор
  • Куратор
  • Терапист

Супервизор – специалист, который сдал иностранный экзамен и получил официальный сертификат BCBA. Это самый главный специалист в цепочке, который контролирует и супервизирует весь процесс работы специалистов с ребенком. К сожалению, таких специалистов в России крайне мало.

Куратор – специалист, который обследует ребенка на первичной диагностике, составляет программу коррекции и контролирует ход программы и работу ABA-тераписта. Куратор получает регулярные консультации у российский и зарубежных супервизоров, а также, ежемесячно курирует программу каждого ребенка.

ABA-терапист, в свою очередь, реализует программу на занятиях с ребенком.

Наличие такой длинной цепочки специалистов, работающих над одной программой, а также, заимствованность программы из-за рубежа делает ее такой дорогостоящей. Помимо этого, сама программа предполагает высокую интенсивность занятий: некоторым детям могут быть рекомендованы ежедневные занятия по 3-4 часа.

Длительность и частоту занятий может определить только ABA-куратор по результатам первичной диагностики ребенка.

Наш центр супервизирует

Гончаренко Мария Сергеевна

сертифицированный BCBA, сертифицированный специалист по Денверской модели

BCBA супервизор