Что такое Денверская модель раннего вмешательства (ESDM)?

В последние годы в мире всё чаще говорят о пользе раннего вмешательства, в том числе для детей с аутизмом и нарушениями социального взаимодействия. Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) – это комплексное вмешательство для детей раннего возраста (до 4, в редких случаях до 5 лет). При работе специалисты ESDM опираются на принципы возрастной психологии, поэтому занятие проходит в форме игры, так как в этом возрасте дети лучше всего обучаются в игре.

ESDM и  АВА

Существует мнение, что ESDM это «мягкий вид АВА для малышей», однако у ESDM есть свои характерные отличия:

1

В ESDM особый упор делается на взаимодействие ребёнка со взрослым, на установление эмоционального контакта, тогда как в АВА такой цели чаще всего не ставится

2

В ESDM нет отдельных подкреплений, чаще всего подкрепление встроено в игру или подкреплением становится внимание взрослого, тогда как в АВА ребёнок работает за награду

3

ESDM направлена строго на детей раннего возраста, так как игры, которые используются в рамках ESDM, слишком детские для более старших детей

При этом у ESDM и АВА есть и общие черты:

3

ESDM – поведенческое вмешательство, то есть оно направлено на изменение поведения ребёнка. Для отслеживания прогресса ставятся конкретные цели, собираются данные, на их основе составляется и корректируется индивидуальная программа

2

Освоение навыков в ESDM проводится в форме трёхчленной последовательности: стимул – реакция – последствие

1

ESDM имеет научно доказательную базу

На что направлено вмешательство в рамках ESDM

 В ходе работы с ребёнком проводится тестирование и разрабатывается программа по следующим направлениям:

  • Рецептивная коммуникация - восприятие речи на слух
  • Экспрессивная коммуникация - использование речевых и неречевых инструментов для общения
  • Социальные навыки - умение взаимодействовать с другими людьми
  • Имитация - умение повторять за партнёром и обучаться путём повторения
  • Крупная и мелкая моторика - умение управлять своим телом
  • Поведение - умение сотрудничать и заявлять о своих потребностях в социально приемлемой форме

Первичная диагностика и разработка программы

Диагностика ребёнка проводится в два этапа. На первом этапе специалист проводит беседу с родителями и наблюдает за ребёнком. На втором этапе специалист даёт родителям опросник и проводит тестирование ребёнка по этому же опроснику. Это делается для того, чтобы получить информацию о поведении ребёнка дома и в кабинете у специалиста – часто бывает, что в разных местах дети ведут себя по-разному. На основе заполненного опросника и результатов тестирования специалист составляет программу, которая корректируется 1 раз в месяц.

Программу Денверской модели раннего вмешательства реализуют:

АВА-терапия

Арчакова Елена Викторовна

ABA-куратор, специалист по Денверской модели раннего вмешательства

Денверская модель раннего вмешательства

Гончаренко Мария Сергеевна

BCBA, ESDM, супервизор центра, сертифицированный специалист по Денверской модели раннего вмешательства